Дрова, древесина, употребляемая как топливо. Древесина лесных пород Союза CCР имеет весьма сходный химический состав и содержит около 50% углерода.

Дрова
В абсолютно сухом состоянии и при равном лесе тепло. производительность древесины составляет около 4.0О калорий, с отклонениями для отдельных пород не свыше 4—5%. Удельная производительность способность различна для пород с разным уд. в. н для сухих дров считается: для дуба 3.000 калорий, для березы 2.600 калорий, для черной ольхи 2.000 кал., для сосны 1.800 кал., для елн 1.720 кал., длл осины 1.700 калорий.
По теплотворной способности 100 кг древесины равны
- 31 кг нефтяных остатков,
- 43 кг каменного угля,
- 50 кг кокса, 52 кг сухого торфа и
- 120 кг воздушно-сухого (полусухого) торфа.
Дрова обычно измеряются объемными единицами; в безлесных местностях и в розничной продаже дрова идут также по весу. В дореволюционной России существовали разные единицы измерення дров:
- заводская сажень,
- заготовительная,
- казенная,
- торговая
- и проч.
С введением метрической системы мер измерение производится в кубометрах. Древесная масса нормально равна 64% объема выкладки.—Рабочая теплотворная способность дров находится в обратной зависимости от влажности 1 кг Дров дает следующее количество калорий при различных степенях влажности:

Рабочая теплотворность древесины.
Для оценки качества древесины имеет большое значение энергия их сгорания. Для паровых котлов наиболее пригодны сосна и черная ольха, для газогенераторных установок, для стекольных и некоторых других заводов — осиновые и еловые древесины. Для отопления жилья и в ряде производств — береза и березовый уголь.
Наиболее ценными являются древесины, заготовленные в зимнее время, т. к. в них меньше зольности. Кроме того древесины, заготовленные в другое время, тяжелы, мало теплотворны, легко преют, загнивают и разрушаются. То же самое получается и при неправильной кладке и хранении Дров, в условиях недостаточной обветриваемости и предохранения от дождей. Дрова отличаются меньшей транспортабельностью, чем уголь.
Крытый вагон вмещает 12,5—13,0 м3 сухих хвойных Дров или около 15,0 м3 березовых, а угля 18—18,5 м3. По теплотворной способности этого топлива и смешанных (полу. хвойных) воздушно-сухих Дрова относятся меду собой как 3,13:1. Соотношение это в действительности еще менее выгодно, так как Дрова обычно имеют высокую влажность. Наиболее интенсивно, как это видно нз таблицы, эксплоптируются леса Белоруссии.
Общий лесной доход за истекшее пятилетие обнаружил чрезвычайно быстрый рост; в 1927/28 доход составлял 243,4 млн. руб., в 1928/29 хотя по отдельным районам и областям имеются значительные перерубы, но по всей территории РСФСР дровозаготовки составляют до 70% возможного отпуска Дров на эксплуатируемой площади. До войны (1913) промышленно-техническая группа потребителей сжигала 68,0 млн. складских м3 Дров, что в переводе на условное ТОПЛИВО (в 7.000 кал.) составляет 12,8 млн.

Чрезвычайно важная роль принадлежит древесному топливу в металлургии, особенно на Урале, где выплавка чугуна до 1923/2-1 производилась исключительно на древесном угле (см. Древесный уголь). Весьма важной группой являются городские потребители—население, учреждения и торговые предприятия: n 1927/28 потребление Дров этой группой составило 35 млн. складских м3 (6,6 млн. м3 условного топлива). К концу пятилетки, n 1932/33, потребление в абсолютных цифрах будет вероятно тем же (предположительно по плану 34,2 млн. складских м3 ). Наконец третьей и исключительной по численности группой является сельское население.
Исходя из нормы потребления на душу населения в 371 кг условного топлива, Госплан Союза ССР исчисляет потребление Дров сельским населением в 1927/28 в 133,26 млн. складских м3 (58,1% баланса группы) и к концу пятилетки в 113,19 млн. складских м3 (45,2% баланса), учитывая в ряде районов потребление сельским населением как торфа, так и местных углей.
В общем итоге все «потребление дров в первом году пятилетки выразилось в 216,12 млн. складских .м3 (41,0 млн. т условного топлива), что дало до 40% топливного баланса. В 1932/33 потребление—в 215,23 млн. складских .ч3 (40,5 млн. т условного топлива), но это уже составит только 20,4% в общем топливном балансе страны.


